Друзья, с разрешения автора предлагаю вашему вниманию небольшую заметку моего хорошего друга и пастора Евгения Левандовского. Хотя прошло уже несколько лет со дня ее написания, но как мне кажется, эта тема насущна сегодня для многих пастырей как никогда. Рекомендую уделить немного времени и обязательно прочитать ее.
ОТКУДА ТЫ, ГИЕЗИЙ? (4 Цар 5:8-27)
(не стоит ли назвать нашу «версию» христианства именем этого героя?)
ОТКУДА ТЫ, ГИЕЗИЙ? (4 Цар 5:8-27)
(не стоит ли назвать нашу «версию» христианства именем этого героя?)
История Гиезия, слуги Ветхозаветного пророка Елисея –
находка для внимательного читателя Писания. Его имя не услышишь на громких
конференциях, он – не герой проповедей. Но его имя, переводимое большинством
источников, как «Пучеглазый», и его судьба, являют и в наше время поразительный
урок и предупреждение, о котором стоит поговорить.
Его годы следования и послушания Елисею внушают
уважение. Думаю, что у него было многое, чего так страстно желают сегодня
ученики Христовы – ревность, послушание. Шли годы. И мало-помалу «вечная» мысль
стала овладевать слугой человека Божьего. Ведь все лавры – пророку. Слава –
пророку. Положение и честь пророку. А что мне? Что насчет меня?
Думаю, раньше или позже это роковое «озарение»
посещает сердце каждого служителя Божьего.
Проходят годы, собрания, жертвы и десятины,
конференции и служения за полночь. Но когда-то увидишься с бойким лидером на
дорогой машине, встретишь семью друзей, построившую дом в укромном и райском
местечке.
Вот тогда и слышен голос, нежно шепчущий прямо в ухо:
«Смотри, ты служишь Богу, а ведь ты сам нуждаешься. Кто же о тебе позаботится?
Так и будешь «духоманить», тогда как мудрые братья «крутятся» и ничего в этом
плохого нет!»
Так и Гиезий услышал однажды этот голос. Вот один из
последних эпизодов в Ветхом Завете с его участием. Военачальник Нееман (по
нашему это будет – министр обороны крупнейшего соседнего государства) посещает
Елисея, ожидая приема и исцеления от проказы. И тут пророк высылает Гиезия к
приехавшему маршалу с просьбой окунуться семь раз в Иордан! Почему он не пошел
сам? Наверное, потому, что у него есть слуга для этого…
Представьте, если бы министр обороны США стоял перед
приемной, а вас попросили бы выйти и указать путь к грязной речке и порядок
грязевых ванн! Быть вестником в таком случае никто из нас не пожелал бы,
увольте. Повествователь указывает нам, что Нееман разгневался на это! Думаю,
Библия здесь просто выдает нам 1-2 % от деталей происшедшего! Что там было! Там
была сцена излияния эмоций на безответного слугу…
Кто увидел этот гнев? Пророк? Нет, он оставался в
доме. Да, ВСЕ оскорбления и вся ярость пали на Гиезия! За что, друзья? За что
хлебать этот высокопоставленный гнев? Чем мог он ответить и мог ли?
Так, или иначе, отношение Неемана меняется, он таки
следует инструкции пророка и приходит к нему со словами благодарности.
Предложения щедрого дара наотрез отвергаются Елисеем в присутствии Гиезия.
Гиезий вдруг слышит этот «нежный голос» в ухо и у него созревает план: «Я не
зря здесь все выслушивал. Я и так ничего не получил за эти годы. Нееман принес
дары, и если мой господин не понял, что делать, то может быть он не нуждается.
А я нуждаюсь!»
Что же делает Гиезий? Он догоняет вышедшего в обратный
путь Неемана и рассказывает ему свою сфабрикованную историю о пришедших
паломниках, нуждающихся в одежде и деньгах. И получает просимое ВДВОЙНЕ! По
возвращению Елисей встречает своего слугу вопросом «Откуда, Гиезий?» На свое
оправдание Гиезий слышит обличение и Божий приговор – «Пусть же проказа
Нееманова пристанет к тебе и потомству твоему навек».
Что же за урок в этой истории с невеселым концом?
Суровое предупреждение звучит тем, кто называет себя слугами, и прежде всего
слугами Божьими. Да, это очень непросто быть слугой. Да, это во многих случаях
не вознаграждается. Подчеркнем все же: на земле не вознаграждается. Тем
не менее это замечание также не делает служение легким и сладким, не правда ли?
Но сегодня, именно сегодня, в дни разлива нефтяных рек и газовых морей в России
так порой велико искушение воспользоваться своим служением для личного обогащения. Ведь посмотри на
общество, посмотри на тех и этих! Что им позволено!
Годы субсидирования служений Российской церкви из-за
рубежа также не прошли даром. Таксистский девиз: «Плати – везу» сегодня лежит
петлей и сетью у ног церкви и ее служителей. Хочется, вслед за Елисеем и
Ральфом Нейбором воскликнуть: «Куда мы отсюда пойдем?»
Выборов несколько, и они все – перед нами. Первый –
очевидный. Его и сделал Гиезий. «Раскручивать» гостей и «трусить» прихожан. А
что делать? А кому сейчас легко! А моей семье тоже нужна одежда (и лечение, и
отдых, и образование и т.д. и т.п.)! Сегодня этот путь остается популярным в
церкви.
Вот только как быть с приговором и с наследственным
заболеванием Гиезия?
Второй – «честный». Можно бросить служение и полностью
окунуться в зарабатывание денег. Да, кто-то перегорел в эти годы. Кто-то был
использован, измотан, нуждался, не одевался, не поддерживал здоровье. Самое
трудное – кто-то так и не увидел реального успеха и плода. «Хватит!», говорим
мы и решаем «компенсировать» средства за «бесцельно истраченные годы». Этот
путь - для многих более предпочтительный по сравнению с первым. Не нам судить
этих людей и это решение, а Призвавшему. Опасаюсь, что в дальней перспективе,
он оставит многих детей Божьих опустошенными и разбитыми, приведет семьи к
кризису и детей – к отделению от родителей, бунту и беззаботности.
Верую, что есть третий путь. И он не в том, чтобы
игнорировать собственные потребности и проблемы, но в смирении и нахождении в
Боге возможности служить Ему не по-гиезиевски, и в то же время самому
обеспечивать потребности свои и своей семьи. Ведь Церковь Христа – это руки
любви, это слово истины, это практическая помощь, это общение друзей, это образ
жизни.
ИЛИ ЭТО НЕ ТАК? ИЛИ БОГ УЖЕ ЗАКОНЧИЛ С РОССИЕЙ?
Давайте напоследок еще раз всмотримся в Гиезию. Есть
нечто и положительное в нем – мы находим его бытописателем Елисея в 4 Царств 8.
Он продолжил служить и после своего поражения собственной корысти!
Евгений Левандовский
2 комментария:
Спасибо, Сергей! Проповедь нынешнего дня во всете событий в Коми даже отчасти. Благословеий тебе в стойкости.
Спасибо, Леонид, всех благословений!
Отправить комментарий