Цитата М. Лютера («Проповедь на вторник Пятидесятницы") о женском священстве с последующим рассуждением.
«Действительно, все мы имеем власть проповедовать; да, нам должно проповедовать имя Божье; нам заповедано, это делать. Тем не менее, Павел устанавливает порядок и говорит: «Во всем, что вы делаете промеж себя, все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор 14:40). В семье должен быть порядок. Если все наследники стремятся к господству, в семье будет царить анархия. Если же, по взаимному согласию, один из них будет избран наследником, а остальные уступят ему свое право, установятся мир и порядок. Аналогичным образом, мы должны делать выбор в деле проповеди, чтобы сохранялся порядок. Но если все, кто является христианином, имеют власть проповедовать, каков будет результат? Ведь и женщины захотят проповедовать.
Не так. Павел запрещает женщинам выставлять себя в качестве проповедников в собрании мужчин и говорит: «Они должны быть в подчинении у своих мужей». Ибо когда женщина не согласна следовать за мужем и быть под его властью, результатом будет, что угодно, но только не добро. Павел в послании 1 Тим. 2:11-12 пишет: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Тем не менее, если бы случилось так, что невозможно найти на служение ни одного мужчины, тогда женщина может выйти вперед и проповедовать другим так хорошо, как умеет; но ни в каком ином случае».
По сути логика Лютера простая, откровение Нового Завета о священстве всех верующих дает потенциальное право женщине священнодействовать, и это бесспорно и не обсуждается. Но по Лютеру в совокупности с предписанием подчинения жены мужу в семье, женщине ради порядка стоит воздерживаться от проповеди в собрании, если и проповедовать, то в исключительных случаях. Мысль интересная, но как мне кажется, разумнее было бы уводить этот вопрос не в категорию и плоскость семьи, так как не всякая женщина находится замужем. Также как быть с проповедью, если в служении присутствуют только женщины? Или в собрании есть мужчины, которых лучше точно не допускать до кафедры?
Важно учитывать, что в греческом языке жена/женщина, как и муж/мужчина употребляется одно слово, которое в зависимости от контекста будет уводить или в область семьи или в область социальной гендерной принадлежности. Как раз может Павел и говорил не о женщинах вообще, а о женах, чьи мужья присутствовали в церкви. Плюс ко всему почти все предписания этой практики касались тех мест, где господствовала эллинистическая культура. Именно поэтому лучше увести этот вопрос в более общую категорию установления церкви и культуры, а семейный порядок рассматривать как вторичный вопрос. Однако и здесь тоже есть свои подводные камни, о которых поразмышляем в другой раз.
2 комментария:
Тема очень интересная и дискуссионная:ждем продолжения)
По возможности обязательно поговорим об этом.
Отправить комментарий