среда, 24 января 2018 г.

Пастор и брак. Размышление над 1 Тим 3:2 и Тит 1:6


Спорные вопросы возникают по поводу брачных отношений церковного лидера - пастора или пресвитера. Например, в двух христианских конфессиях требуется, чтобы некоторые священники оставались неженатыми. В католической церкви латинского обряда необходимо, чтобы от брака воздерживались все служители. В православной церкви белым священникам позволено жениться, а черным (монашествующим) предписано безбрачие.
Однако только черные священники достигают звания выше иерея. Такое понимание появилось достаточно поздно и было официально принято в восточной церкви с 7-го века, на Западе де-юре тоже в 6-7 веках, а де-факто только с 11-го века. Практика требуемого безбрачия священнослужителя расходится с ясным библейским учением, которое называет такую доктрину «учением бесовским» (1 Тим 4:1-3). Такой практики не придерживалась ранняя апостольская церковь. Например, Петр был женат (1 Кор 9:5; Мк 1:30-31). Апостол Павел скорее всего также был женат в своё время, потому что, будучи фарисеем, считал священным долгом быть в браке. Предположительно он был членом синедриона, так как «подавал голос» на аресты и казни христиан (Деян 26:10), а участники этой организации обязаны вступать в брак. Ну и подробные наставления о семье в посланиях дают возможность предположить, что апостол хорошо был знаком с проблемами, которые возникают в связи с браком, а значит, мог быть женат до их написания. Также Павел предписывает епископам быть «мужем одной жены» (1 Тим 3:2; Тит 1:6). Протестанты всегда культивировали желательность семейных уз для священнослужителя, хотя и не обязывали этого делать.


Также спорный вопрос в христианской среде - возможность разведенного человека или повторно женатого стать пастором церкви, о чем мы и будем рассуждать. Ключевыми местами Писания являются 1 Тим 3:2 и Тит 1:6, где предписано, что служитель должен быть «мужем одной жены». Эти слова истолковываются по-разному.

1. Некоторые считают, что фраза «муж одной жены» несет смысл, что пастор должен быть женатым. С этой интерпретацией есть некоторые сложности. Если понимать эти слова в таком смысле, что пастор обязательно должен быть в браке, то слова «детей содержащий в послушании» следует понимать в том же смысле, т.е. служителю обязательно нужно иметь детей, и при этом больше одного ребенка. Но практически ни одному бездетному пастору не отказали в пасторском служении. Также апостол Павел в 1 Кор 7 главе хвалит безбрачное состояние, и говорит, что неженатый пастор думает как угодить Господу. Да и сам Павел в период своего служения был холостяком, а значит, согласно данной интерпретации, не мог быть пастором.

2. Другие полагают, что здесь апостол запрещает претендующим на пасторское служение быть многожёнцами. Это распространенное мнение среди евангельского сообщества, и стоит признать, что в период написания данного послания иудеи пусть и крайне редко, но практиковали полигамию, но такая практика не была распространена и принята в  ранней церкви. Важно учитывать, что Тимофей трудился в эллинистической среде, в которой, не смотря на распущенный образ жизни, ни греки ни римляне официально не могли иметь двух и более жен.  Интересно отметить, что 1 Тим 3:2 имеет схожую конструкцию с 1 Тим 5:9, где вдовы получали заботу церкви, если были «женой одного мужа». Во время Павла полиандрия (многомужество) не практиковалась. И если фраза «жена одного мужа» не означала проблему многомужия, подобным образом нельзя предполагать, что фраза «муж одной жены» указывала на проблему многоженства. Тем более, что другая интерпретация данной фразы, которую приведем ниже, будет включать в себя смысл запрета на полигинию (многоженство).


3. Третий взгляд (толкование) на это место из Писания утверждает, что ни разведенный человек, ни вдовец, снова вступившись в брак, не имеют права стать пастором или священнослужителем.
Здесь стоит подчеркнуть наличие двух традиций толкования:
- консервативная, утверждающая невозможность мужчины быть руководителем церкви, если он вступил в повторный брак в любой период жизни, независимо был он верующий или нет;
- либеральная, утверждающая, что развод и повторный брак учитываются, если совершены после уверования.

Итак, приведем доводы в поддержку этого взгляда и сразу дадим комментарии.
А) Отношения служителя церкви в браке являются образом отношений Христа и церкви, а у Христа одна невеста.
Аргумент понятен, но отношения Христа и церкви являются образом отношений для любой семьи, а не только для семьи священнослужителя. И если исходить из логики, что у Христа одна невеста, и что у каждого человека по аналогии должен быть один супруг в жизни, то как относиться к учению Библии о возможности вступать в повторный брак? Также вопрос взаимоотношений между Христом и церковью находится в плоскости отношений, а не внешних условий наличия одной жены или, в случае со Христом, одной невесты, но это не исключает повторного брака.

Б) В оригинале в фразе «муж одной жены» упор ставится на слово «одной».
Но слово «одной» может означать как наличие одной жены в жизни, так и наличие одной жены в данный момент.

В) Данное толкование было доминирующим у ранних отцов церкви.
Этот аргумент является важным. Мы учитываем традицию толкования церкви, но не обязаны подчиняться ей, тем более, что это не категория догмата. Апостол Павел разрешает верующим повторный брак после смерти супруга или супруги и даже ободряет людей так поступать (Рим 7:2-3; 1 Кор 7:39; 1 Тим 5:14). Также в Библии приводятся случаи, когда повторный брак возможен после развода (Мф 19:9; 1 Кор 7:15). Важно отметить, что и в 1 Тим 3:2 и в Тит 1:6 конкретно не говорится ни о смерти супруги, ни о разводе, ни о других условиях. Если Павел имел в виду эти случаи, то яснее указал бы на это.

Г) Также, читая текст Ветхого Завета, видим, что священникам нельзя было создавать брак с проститутками, разведенными женщинами, и даже с вдовами, что указывало на высокий стандарт и требования к брачным отношениям (Лев 21:7, 13-15; Иез 44:22).
Что касается примера священников в Ветхом Завете, как замечает д-р Томас Веспетал, необходимо учитывать следующее, что вопрос касался состояния женщин – она должна быть девой, но в отношении квалификации для служителя вопрос касается не ее истории, а его. Таким образом,  нельзя считать примеры ветхозаветных священников и новозаветных пасторов параллельными в этом отношении.

Также стоит обратить внимание на 5-ю главу 1 Тимофею, где предписано, что церковь должна обеспечивать тех вдов, которые были женой одного мужа. Грамматическая конструкция фразы «жена одного мужа» подобна фразе «муж одной жены» из 1 Тим 3:2 и Тит 1:6. Если данная фраза означает, что человек вступает в брак только один раз в жизни, то для чего апостол ободряет молодых вдов выходить замуж, что неминуемо привело бы к потере церковного обеспечения в случае смерти второго мужа.
Исходя из вышеприведенных примеров, можем сделать вывод, что фраза «муж одной жены» не указывает на вступление в брак лишь один раз в жизни.

4. Последний взгляд (толкование) следующий: имеется в виду, что священнослужитель должен быть верным своей жене.
Данную интерпретацию предпочитает большинство современных евангельских теологов и экзегетов, утверждая, что под фразой «муж одной жены» Павел имел в виду верность мужа по отношению к жене. Исторически такое наставление было важным ввиду того, что в то время аморальное поведение и сексуальная распущенность были распространены.
Стоит отметить, что греческие слова ἀνήρ и γυνή, переведенные «муж» и «жена», можно переводить в зависимости от контекста словами «мужчина» и «женщина». Таким образом получается следующий смысл, что пастор должен быть «мужчиной одной женщины», т.е. он должен обращать свое внимание и быть верным только одной женщине - своей жене. Данное толкование по умолчанию включает в себя запрет многоженства и принцип нерасторжимости брачного завета, о чем мы писали в предыдущих взглядах.
Стоит сделать важное уточнение, что данные отрывки пасторских посланий преимущественно говорят о характере священнослужителя, а не о внешних условиях, которым он должен соответствовать. Именно поэтому в данном контексте говорится о черте характера служителя - верности супруге, что должно выражаться в стремлении мужа сохранять заветные отношения в браке и бороться за его нерасторжимость.
Также, структура отрывка 1 Тим 3:1-7 поддерживает этот вариант интерпретации. Во втором стихе перечисляются положительные характеристики служителя, тогда как в 3-м стихе перечисляются те практики, от которых он должен воздерживаться. Но фраза «муж одной жены» находится во 2-м стихе, а не в 3-м, соответственно, истолкование фразы «быть верным» будет гармонировать с другими положительными качествами будущего священнослужителя, перечисленными во 2-м стихе.

И да поможет нам в этом Бог.

4 комментария:

Анатолий Кадкин комментирует...

1.Апостол Павел скорее всего также был женат в своё время - ни чем не доказанное предположение
2...приведем доводы в поддержку этого взгляда - с таким же успехом можно привести доводы и против.
3. Мф 19:9 - предостережение от некоторых видов повторного брака,а в 1 Кор 7:15 речь вообще идет о неверующих.И речь здесь не идет конкретно - о служителях
Пастор должен быть примером для всех ( в первую очередь- для паствы) И как он может учить людей о ценности семьи, если сам развелся и повторно женился, будучи пастором? Наши, составляющие одну плоть, браки указывают на отношения между Христом и нами, Его церковью. Евангелие и наши браки должны иллюстрировать друг друга. Фактически, то, как мы относимся к нашим женам, открывает сущность нашей веры в Евангелие.Т.е если человек может заменить жену(развестись и вновь женится), то он может заменить и Евангелие Христа.
Если венчание было в церкви, т.е двое стали одной плотью - их сочетал Бог. Но Слово Божье гласит -что Бог сочетал , того человек да не разлучает(Марк.10:9).В этом случае служитель при разводе нарушает волю Божью. И какие бы причины(кроме смерти) не были - развод не в воле Божьей.
В разводе ВСЕГДА виноваты обе стороны.К сожалению, служители очень редко признают свою вину в этом.Причина в том, что для многих из них семейные отношения ушли на задний план(служение,бизнес, снова служение и т.д).Можно заваливать жену деньгами,машинами,подарками и т.д и т.п. Но если ты не отдаешь ей самого себя, то брак находится под угрозой.
Я считаю, что лидерам, после развода, надо на некоторое время оставить служение.Обрести душевный и духовный покой.Сделать работу над своими ошибками в прошлой семейной жизни - только честно. И искать воли Божьей на повторный брак.

Сергей Ястржембский комментирует...

Анатолий, спасибо за ваши комментарии.
1. Прочитайте внимательно статью и увидите некоторые доводы в пользу этой точки зрения. Тем более, что статья не о том, что у Павла была или не была семья.
2. Так сразу и приводятся доводы против, в чем вопрос?
3. Вы пишите важные вещи, но в статье немного другая сторона этого вопроса. Вы пишите о тех, кто уже в служении и развелся. Такие служители однозначно должны оставить служение (или на время, а может и навсегда, в зависимости от ситуации). В этих стихах Павел говорит о тех, кто хочет стать епископом. Если человек будучи неверующим не сохранил брак, женился второй раз, а потом пришел ко Христу, остается верен своей жене, он уже не может служить?
Также важный вопрос, который нужно учитывать - свободная воля человека. Очень многое зависит в отношениях с женой от мужа и в отношениях с детьми от отца, но не все. Ведь и у детей и у жены есть выбор не следовать за Христом, даже если вы показали исключительный пример любви Божьей и характер Христа. Иначе мы можем обвинить даже Христа, у которого были ученики, ушедшие от Него. Также можем обвинить Бога за то, что Он не все сделал, что большинство людей идет в ад. А это на самом деле не так. Но в любом случае, ответственность служителя за семью и детей очень большая.
Благословений.

Анатолий Кадкин комментирует...

Вы пишите о тех, кто уже в служении и развелся. Такие служители однозначно должны оставить служение (или на время, а может и навсегда, в зависимости от ситуации).
Вот это и настораживает, что служение не оставляется несмотря на развод. В остальном согласен.
Благословений!

Сергей Ястржембский комментирует...

"Вот это и настораживает, что служение не оставляется несмотря на развод." - это крайне печально...