четверг, 8 февраля 2018 г.

Мысли вслух для узкого круга... Бог способен изменить прошлое?

Сегодня вспомним о несправедливо забытом Петре Дамиани (Petrus Damiani, ок. 1007-1072), итальянском теологе, выдающемся учителе Церкви, почитаемым ею как святой, канонисте, проповеднике крайнего аскетизма, активном стороннике реформ, направленных на утверждение целибата для духовенства и искоренения симонии.
Именно Петр сформулировал тезис о философии как служанке богословия, который в последствии разовьет в четкую систему Фома Аквинат.

Интересно, что Петр Дамиани пользовался философией против нее самой, доказывая, что не следует прилагать к Богу ни правила дискурса, ни законов диалектики, ведь для обращения людей Иисус послал не философов, а рыбаков и иных простых людей. Даже сами названия некоторых сочинений, красноречиво говорят о его взглядах, например «О святой простоте, превосходящей горделивую науку» («De sancta simplicitate scientiae inflanti anteponenda»), «О монашеском совершенстве» («De perfectione monachorum») и т.д.

Так вот, к чему я вспомнил об этом удивительном теологе. Все мы верим, что Бог всемогущий, что Он может изменить наше настоящее и будущее. Но как насчет возможности Бога изменить прошлое, то, что уже свершилось и необратимо?
В своем знаменитом сочинении «О божественном всемогуществе» («De divina omnipotentia»), исходя из того, что невозможное во времени возможно в вечности, Петр Дамиани доказывал, что законы логики действенны и истинны только в контексте физического тварного мира и не имеют силы над абсолютной свободной волей Бога Творца, пребывающего вне времени, всемогущество которого распространяется как по отношению к настоящим и будущим событиям, так и к прошлым.
Бог, по взглядам Дамиани, в Своем всемогуществе способен сделать все, в том числе и бывшее сделать небывшим, «сделать так, чтобы Рим, основанный в древние времена, не был основан» и «чтобы тем, что доныне были созданы, впредь не быть».
И если Бог абсолютно всемогущий, то это касается не только физических явлений и событий, но и относительно вечных существ, таких как ангелы и человек.

Почему мы существуем сейчас и осознаем то, что осознаем, потому что Бог позволил этим вещам быть. Как проверить или опровергнуть возможность Бога изменить прошлое? Никак. Ведь если предположить, что в прошлом было что-то, что Бог однажды вызвал к небытию, мы этого уже все равно не узнаем, также как и не докажем обратного. Это вопрос веры. Мы не можем мыслить вне категорий времени и пространства, потому что Бог создал нас такими. Но Всевышний вне этих категорий и над ними. Но если всемогущий Бог может отозвать в небытие то, чему Он сам дал бытие, то во вселенной  абсолютно все, кроме Бога, по своей природе является сущим-несущим (то, что сейчас явлено нам, но однажды может быть отозвано в небытие, и соответственно отозвано из нашего образа и памяти) или несущим-сущим (то, что сокрыто для нас, и о чем никогда не узнаем). Все это неминуемо приведет к выводу, что есть единственно сущий во вселенной - Бог, все остальное, включая каждого из нас является условно сущим.

А что вы думаете об этом?

Комментариев нет: