пятница, 17 января 2020 г.

Немного об архангелах

Архангел (ἀρχι «главный, старший», ἄγγελος «ангел, вестник, посланец») - в церковной традиции один из высших чинов ангельского мира, хотя в ангельской иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита, давшего в 5 в.н.э. наиболее разработанную с теологической точки зрения систему духовной иерархии, которую до сих пор с незначительными изменениями используют многие богословы, архангел находится на предпоследней ступеньке среди ангельских чинов, что делает его по своим функциям ближе к служению людям.

Сколько же всего архангелов? Вопрос простой, да не совсем. В современных церквях, впрочем это было и раньше, христиане любят «рукополагать» ангелов и херувимов в архангелы, раздавая чины направо и налево.
В православии встречается упоминание  о восьми архангелах: Михаиле, Гаврииле, Урииле, Варахииле, Рафаиле, Селафииле, Иегудииле и Иеремииле. Помимо перечисленных есть фрагментарные упоминания о Задкииле, Сихаиле, Самуиле, Иофииле и других.
Обо всех выше сказанных архангелах, кроме Михаила, восточная церковь в основном черпает знания из неканонической и апокрифической литературы.
В Библии архангелом непосредственно назван только Михаил (Иуд 9). В книгах Даниила (10:13,21; 12:1) и Откровение (12:7) он упоминается по имени. И если у Даниила Михаил описывается как князь или вождь, стоящий за народ израильский, то у Иоанна богослова Михаил возглавлял воинство ангелов, что  подходит под функцию архангела.
В 1 Фессалоникийцам 4:16 упоминанается об архангеле без имени, и можем предположить, что речь идёт также о Михаиле.
Часто в христианских кругах, говоря о Гаврииле, относят его к архангелам. Но в текстах Священного Писания Гавриил всегда упоминается просто как ангел с единственной разницей, что его Библия называет по имени.
Промолчу и оставлю без комментариев, когда в проповедях звучат фразы, что даже Люцифер был архангелом и одним из главных на небесах. 🤦‍♂️
Также опираясь на Дан 10:13, где Михаил называется «одним из первых князей», и есть упоминание о «князе царства Персидского», некоторые авторы приходят к выводу, что архангелов несколько. Но это очень сомнительный вывод.  Во-первых, в тексте не упоминается слово архангел, а повествуется образным языком откровение о происходящих в духовном мире событиях, на основании которого нельзя домысливать структуру и иерархию ангельского мира. Во-вторых,  из контекста понятно, что князь Персидского царства - некий злой дух, посланный сатаной противостоять Богу и свершению Его воли и не более того.
Согласно Corpus Areopagiticum, о котором уже вспоминали, ангельская иерархия состоит из трех триад:
- первая: серафимы, херувимы, престолы;
- вторая: господства, силы, власти;
- третья: начала, архангелы, ангелы.
Если внимательно исследовать Библию, то все духовные существа, а также «силы», «власти», «начала», которые неоднозначно Псевдо-Дионисий Ареопагит отнёс к небесной иерархии (как-нибудь напишу об этом), упоминаются во множественном числе. Отсюда некоторые делают соответствующий вывод, что архангелов тоже должно быть по крайней мере несколько. Но это не обязательно так. Над всеми ангелами по Божьему замыслу вполне может стоять всего один главный  архангел - Михаил.
Исходя из перечисленного, утверждение, что архангелов может быть несколько, является необоснованным или, по крайней мере, имеет слабое библейское основание.
Писание, пусть и неоднозначно, но позволяет нам утверждать, что архангел один. И даже сама этимология слова «старший ангел»/«главный над ангелами» хотя не исключает существование других «старших», но больше указывает на уникальность и исключительность единственного архангела.

Комментариев нет: