понедельник, 16 мая 2011 г.

Суббота или воскресение?

В последнее время многие люди задают мне вопрос по поводу празднования субботы вместо воскресения. Куда бы я не приезжал, в различных церквях постоянно наталкиваюсь на разговоры, посвященные этой теме. Совсем недавно одна из евангельских церквей в нашем городе (Чита, Россия) перешла на почитание субботнего дня, что подлило масло в огонь. Сторонники празднования субботы приводят аргументы, которые производят очень убедительное впечатление, особенно когда зачитываются многочисленные отрывки из Ветхого Завета с упоминанием субботы. Эти люди убеждены сами и стараются убедить остальных, что христианам следует продолжать иудейскую традицию соблюдения субботы, что перенос празднования субботы на воскресение был проведен незаконно.
Это является отличительной чертой христиан Адвентистов Седьмого Дня и некоторых субботствующих христиан. Когда читаешь их представление о субботе, то приходишь к выводу, что надо постоянно чтить субботу, а не Бога субботы.

Сегодня люди не любят читать длинных статей, но этот вопрос достаточно непростой, и я постараюсь, по мере возможности, написать подробно, прибегая к некоторым богословским терминам.
Прежде всего хочется отметить, что христиане сегодня не празднуют воскресение вместо субботы (они не «переносили священство субботы на воскресение»), так как суббота есть вхождение в вечный покой через веру во Христа, а воскресение – это празднование победы нашего Господа над смертью! Повторюсь, следует постоянно помнить, что Христос не передвигал субботу на воскресенье, а вывел нас из поля действия соблюдения субботы как отделенного дня. Христиане не празднуют воскресенье так, как иудеи празднуют субботу, ибо библейская заповедь о дне покоя относится только к субботе и ни в коем случае к какому-либо другому дню. Итак, начнем с начала.

Что сказано в Ветхом Завете о субботе?

«И совеpшил Бог к седьмому дню дела Свои, котоpые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, котоpые делал. И благословил Бог седьмый день, и освятил его...» (Быт 2:23) - а седьмым днем в Библии называется как pаз суббота.
«Скажи сынам Изpаилевым так: субботы Мои соблюдайте; ибо это — знамение между Мною и вами в pоды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас. И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас...» (Исх 31:13-14)
Многие делают вывод, что суббота — единственно угодный Господу день для христианского богослужения и отдыха от трудов, день освященный и узаконенный Самим Богом, данное раз и навсегда установление.

В свою очередь мы должны понять, что установление Божие об отделении одного дня недели имеет несколько иной смысл, нежели это представляют наши друзья, ибо дело не в конкретном дне (суббота) и не в магии числа 7 (седьмой день). Приведем два примера из книги Библии Левит:
«Это для вас суббота покоя, и смиpяйте души ваши, с вечера ДЕВЯТОГО ДНЯ месяца; от вечеpа до вечеpа пpазднуйте субботу вашу» (Лев 23:32).
«А в седьмый ГОД да будет суббота покоя земли, суббота Господня» (Лев 25:4).
В первом случае говорится о празднике, который надо праздновать 9 числа, и он называется субботой (ясно, что девятое число может быть каким угодно днем недели, хоть пятницей, хоть вторником), а во втором случае целый год назван субботой (суббота земли). Эти два примера показывают, что в установлениях Бога важно прежде всего не внешнее, привязанное к конкретному дню, но внутреннее, духовный смысл которого выражается в том, что человек посвящает Богу определенную часть своего времени. В этом и состоит духовный смысл Субботы, именуемой в Ветхом Завете — Шаббат. Человек был призван выделять определенное время (день) для почитания Бога Творца; своим отдыхом от всех мирских забот человек в этот день подражает Богу, Который отдыхал после шести дней творения.
Слово «суббота» на языке Ветхого и Нового Заветов означает отнюдь не название какого-либо определенного дня недели, но — «отдых от трудов, покой».

Также интересен тот факт, что многие разделяют закон на две части – «закон моральный» и «закон обрядовый». Но Священное Писание не знает такого разделения. Закон - одно монолитное целое. Он называется «законом» во всех случаях, цитируется ли он из книги Бытия, Исход, Левит, Чисел или Второзакония. Почему субботствующим потребовалось такое разделение закона? Чтобы исполнять «кое - что из закона», а не «все написанное в законе». Они не прочь соблюдать «святость седьмого дня», но они решительно против «обрезания». Субботствующие готовы «не есть свинины», но они отказываются «оставлять и не стричь волосы на висках», отпускать «пейсы» и «бороды». Субботники - адвентисты принуждают своих последователей вносить в церковную кассу «десятину» по закону, но по тому же закону отказываются приносить ветхозаветные жертвоприношения. Одним словом, ту часть «закона», которую они находят нужным исполнять исполняют, а другие ветхозаветные законы они могут безнаказанно нарушать неисполнением? Разве это не подводит нас под клятву? Ибо написано: «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Bтор 27:26 и Гал 3:10).
Также сегодня многие субботствующие христиане говорят, что «суббота установление вечное». Почему же они не закалают пасхального агнца, празднуя пасху иудейскую? (Исх 12:14). Ведь «заклание пасхального агнца» тоже «вечное установление». Библия говорит, что «обрезание» - «завет Мой в теле вашем - завет вечный» (Быт 17:13), «жертва всесожжения» (Чис 15:15), «Судный день» (Лев 16:34) и многое другое - тоже «установление вечное». Почему же у субботствующих разное отношение к «вечным установлениям»?

Что же в Новом Завете?

В Новом Завете Бог нигде не призывает нас соблюдать субботу как отделенный день. Но Сам Иисус неоднократно «нарушал» правила фарисейского понимания субботы. Он исцелял больных в субботу, воскрешал мертвых и делал многие вещи, которые задевали чувства законников, держащихся буквального дня.

Интересен тот факт, что Иисус нигде не соблюдал субботу так, как этого хотели люди.
Апостол Павел также не соблюдал субботу, так как сегодня требуют некоторые.
Вас возможно это шокирует, но в Новом Завете нет прямого высказывания и никакого установления о четвертой заповеди. Мы это можем увидеть в сравнении заповедей в Ветхом Завете с буквальными установлениями в Новом Завете:

1-я заповедь – Исход 20:3 ------ Мф 4:10; Гал 3:20
2-я заповедь – Исход 20:4-5 ----1 Кор 8:4; Ин 5:21
3-я заповедь – Исход 20:7 -------Мф 5:34; Иак 5:21
4-я заповедь – Исход 20:8 ------ ОТСУТСТВУЕТ (Евр 4:9 - прообраз)
5-я заповедь – Исход 20:12 ----- Еф 6:1-2; Кол 3:20
6-я заповедь – Исход 20:13 ----- 1 Ин 3:16; Отк 22:15
7-я заповедь – Исход 20:14 ----- Мф 5:28-32; 1 Кор 6:9
8-я заповедь – Исход 20:15 ----- Рим 13:9; Еф 4:28
9-я заповедь – Исход 20:16 ------Кол 3:9; Рим 13:9
10-я заповедь – Исход 20:17 ---- Еф 5:3; Лук 12:15.

Весь закон, в том числе и соблюдение субботы, был, по словам апостола Павла, «детоводителем ко Хpисту» (Гал 3:24), а обрядовые церемонии иудеев отображали грядущего Христа. С приходом Самого Иисуса Христа соблюдение иудейских обрядов теряет смысл, потому что Христос заменил (правильнее сказать - совершил) Собою все обряды. На Нем сосредотачивается смысл всей христианской жизни, в том числе и богослужения.
У ветхозаветных иудеев при соблюдении субботы не было истинного духовного успокоения, потому что истинный покой возможен только в присутствии Господа. Бог есть истинный Утешитель и истинный покой. Суббота по своей сути была тенью будущих благ. «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие, так-как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: «и почил Бог в день седьмой от всех дел своих». И еще здесь: «не войдут в покой Мой». Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, То еще определяет некоторый день, «ныне», говоря чрез Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». Ибо, если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр 4:1-10)
Внимательно посмотрев на это место мы можем сделать следующие выводы:
- в «покой» входят верой;
- в «покой» не вошли те, которым он был предназначен;
- возвещается о дне «ныне», который приравнивается к «покою»;
- в «покой» можно войти в любой момент. А также мы можем заметить, что не идет речь о каком-то исполнении субботы, что хотят нам навязать исполняющие ее;
- Богом определяется «еще один день - «ныне» (а значит речь не идет о прежнем субботнем дне) и добавлено, что сказано о другом дне (ст. 7-8).

Мы четко видим, что Бог дал евреям субботу как знамение. Все это тень будущего, на что указывает Новый Завет. В покой входят уверовавшие, потому что входят верой в вечность. Только верой мы имеем жизнь вечную уже сейчас (1 Ин 5:12), и верой являемся гражданами неба (Филп 3:20). Здесь духовный прообраз - мы успокаиваемся не соблюдением дня, а входом в покой (вечный), уверовав и покаявшись. И для нас субботой является каждый день, т.е. «ныне». Таким образом, покой не во дне субботнем, а в Боге. «В Боге успокаивается душа моя» (Пс 61:2).

Давайте пойдем дальше. Как мы видим из Евреям 4:8, Бог говорит о ДРУГОМ дне, который называется «ныне», или дне «сегодняшнем». Так как Бог вне времени, то у Него каждый день «сегодня», Он видит человека «ныне». Потому каждый верующий через рождение свыше входит в покой Его - в день назначенный Богом, т.е. «ныне», и этим он начинает выполнять субботнюю заповедь и успокаивается от дел своих, как и Бог от Своих. Со дня завершения творения и до сегодняшнего дня, Бог находится в субботнем дне, который Он называет в Новом Завете «ныне». По сути схематично это можно выразить так:

1-й день --> 2-й --> 3-й --> 4-й --> 5-й --> 6-й --> 7-й --> с воскресением Христа наступает «некоторый день», «ныне», «покой», который перетекает в вечность.

 Т.е. заповедь субботы указывает на вечность с Богом. «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или СУББОТЫ: это есть ТЕНЬ БУДУЩЕГО, а тело - во Христе» (Кол 2:16-17).
Покой человека приходит через веру. Этот покой не на один день, но навечно. Бог служит каждому в отдельности и всему человечеству, чтобы мы имели покой по вере в Него.
Через Свое воскресение Иисус вошел в этот покой Божий, и мы получили Его обещание войти туда вслед за Ним. Потому кто хочет возвратиться к ветхозаветной букве, тот недооценивает то, что сделал Иисус для нас сегодня. Мы, вошедшие в Его покой ИСПОЛНИЛИ ЧЕТВЕРТУЮ ЗАПОВЕДЬ.

Почему же мы празднуем воскресенье?

Повторюсь, что христиане не празднуют воскресенье так, как иудеи празднуют субботу, потому что библейская заповедь о дне покоя относится только к субботе и ни в коем случае к какому-либо другому дню. Поэтому не корректно сегодня говорить, что мы не празднуем субботу, потому что мы празднуем воскресение.
Почему бы нам не праздновать, скажем, пятницу, ведь этот день также важен для нашего спасения? Но пятница в таком случае символизировала бы для нас смерть, а смерть не празднуют. Пятница традиционно почитается христианами как день поста и молитв. А что праздновать в субботу? Уж не то ли, что Христос после распятия сошел в преисподнюю? (1 Пет 3:19)
В притче о блудном сыне Христос рассказывал, как отец сделал пир и велел праздновать тот день, в который его младший сын «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лук 15:22-24). В этом заключается большой прообраз. Если отец в притче праздновал и хотел, чтобы все праздновали только моральное воскресенье сына, то насколько же больше надлежит радоваться и праздновать воскресенье Спасителя, принесшее оправдание и спасение миллионам людей?!
О праздновании этого дня пророчески пишет псалмопевец: «Камень, который отвергли строители, сделался главою угла... Сей день, сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в онный» (Пс 117:22,24). В какой день следует радоваться и веселиться? В день, когда камень, отверженный строителями, сделался главою угла. Камень, о котором здесь идет речь, есть Христос (1 Пет 2:6-7). А главою угла Он стал в день воскресенья (Ефес 2:20-22), т.е. в первый день недели. И это сотворил Господь, а не кто-либо из людей. Также обрезание, совершаемое на 8-й день, т.е. первый день недели был прообразом воскресенья. Мы - христиане, уверовавшие в Христа как в личного своего Спасителя, «выведшего нас из тьмы и введшего в чудный Свой свет», избавившего нас от служения сатане и греху и давшего нам право называться и быть детьми Божьими (1 Пет 2:9; Ин 8:31; 1 Ин 3:1), имеем великое дерзновение праздновать тот день, который является для уверовавших в Христа началом новой жизни и который свидетельствует о лучшем и совершеннейшем спасении, чем все то, о чем напоминала иудеям ветхозаветная суббота, данная им в качестве воспоминания об освобождения их из Египта (Втор 5:15).

Воскресение Христа мы можем праздновать в любой день и каждый день! Но думаю, что перемена еженедельного дня праздника произошла от Господа, Который «изменяет времена и лета» (Дан 2:21). Воскресенье, или первый день недели, и есть тот день, который сотворил Господь, чтобы дети Божии в Новом Завете «в Нем веселились и радовались».
Это тот день, в который Христос разорвал узы смерти, гроба и ада!
Это тот день, в который воскресший Христос в первый раз встретил Своих учеников, опечаленных Его смертью!
Это тот день, в который Христос дал ученикам Своим Духа Святого! (Ин 20:22; Деян 2:1-3)
Это тот день, в который первые христиане устраивали, как и мы это делаем, свои собрания и совершали вечерю Господню! (Деян 20:7)
Иоанн был в духе «в день Господень» (так в оригинале). Он, по всей видимости, ссылается на день недели, отделенный для Господа и отличный от традиционного иудейского шаббата.

Отцы церкви

Ну и теперь для дополнения посмотрим, что говорили отцы церкви (люди, которые жили непосредственно после апостолов в первые 2-3 столетия).

Тертуллиан, пресвитер Карфагенский, сын римского офицера, родившийся в 160 году после рождения Христа и обратившийся в 190 году ко Христу, в 200 году написал в защиту христиан и воскресного дня довольно много сочинений. В своем сочинении «Апологет» Тертуллиан, защищая христиан от иудеев, пишет по вопросу ветхозаветных законоположений так: «Так как Бог оставил Адама без обрезания и празднования субботы, то Он благоволил и к его сыну Авелю, приносившему Ему жертву, без обрезания и празднования субботы. Бог смотрел снисходительно на то, что он чистосердечно принес, и отверг жертву Каина, брата его, который неправильно освятил свою жертву. И Ноя Бог спас от потопа без обрезания и празднования субботы. Енох не вкусил смерти, и Бог показал нам, что и без этого можно угодить Богу. Даже Мелхиседек, священник Бога Всевышнего, был поставлен в священство без обрезания и празднования субботы».
В четвертой главе своего сочинения Тертуллиан пишет: «Нужно доказать, что соблюдение субботы было лишь временным. Мы видим, что нам должно почить навсегда от всякого рабского служения. Не только в седьмой день, но навсегда. Ибо Писание отличает вечную субботу от временной». А затем Тертуллиан продолжает: «Мы, христиане, празднуем день после седьмого дня, чтобы отделить себя от тех, которые празднуют седьмой день. Воскресные дни мы отдаем радости, мы празднуем день Господнего воскресения, свободные от помехи, суеты и обязанностей, отложив в сторону наши мирские дела из опасения дать место диаволу».

Игнатий, ученик апостола Иоанна, около 100 г. после Р. Хр. пишет: «Те которые прежде были заинтересованы старым, а теперь пришли к новому упованию, соблюдают не субботу, но живут согласно дня Господня, от которого зависит наша жизнь, как воскресших чрез Него».

Варнава в одном письме, относящемся к апостольским временам говорит: «Мы соблюдаем восьмой день с радостью, в какой день Иисус также восстал из мертвых, и являлся и восшел на небо».

Иустин Мученик, защищавший христианство перед язычниками, в одном из своих сочинений (около 140 г. по Р. Хр.) пишет: «В день, называемый Воскресеньем, бывает в одном месте собрание всех, кто живет в городах и местечках, причем читаются воспоминания апостолов и Писания пророков. Мы все собираемся вместе, потому что это первый день, и потому что в этот самый день Иисус Христос, наш Спаситель воскрес из мертвых. Мы обрезаны для греха и заблуждения чрез нашего Господа Иисуса Христа, который воскрес из мертвых в первый день недели, следовательно, этот день остается главным и первым из всех дней».

Климент Александрийский (около 194 г. по Р. Хр.) пишет: «Старый седьмой стал не более, как рабочий день»

В заключение

Очень часто искажается история в том, что мы мол обязаны хранением первого дня Константину и декрету римского папы, главы католической церкви. Рассматривая историю, мы можем заметить, что это является не совсем так. Он просто его узаконил. История свидетельствует, что первые христиане почитали воскресение особенно святым днем, но не смотрели на него, как будто он имеет нечто общее с ветхозаветной субботой.

Конечно есть высказывания и в пользу того, что в первых веках исполняли субботу. И это не удивительно, ибо как сегодня есть люди, которые не понимают Божьих замыслов, так и тогда были. Тем более, что во времена апостолов была сильна иудействующая традиция. Наше желание, чтоб вера людей не основывалась на чьих-то высказываниях, но на Слове Божьем. А Слово Божье утверждает, что христиане освобождены от буквального исполнения заповеди о субботе.

Итак, пусть Бог благословит, чтобы нам радоваться каждому дню, посылаемому Создателем для Своей славы! И чтобы мы чтили из мертвых воскресшего Христа!

12 комментариев:

NickJet комментирует...

Ни суббота ни воскресенье не являются строго обязательными к соблюдению для тех кто во Христе и не под законом.
Те кто желают хвалиться по плоти верят что будут оправданы через свои дела или дела закона как только их вера переключается на их собственные усилия и дела они остаются без Божьей спасительной благодати.
Вообще 10-ть заповедей на каменных скрижалях были даны для каменного не возрождённого сердца они были даны людям не рождённым свыше и являются прообразами или тенью того что открылось с приходом Христа.
А Христос пришёл уже с новой скинией и новым законом который пишется не на каменных скрижалях а на плотяных скрижалях сердца духовно возрождённого человека.
Достаточно сравнить заповеди закона Моисея и заповеди которые давал Иисус Христос чтобы увидеть разницу т.к. закон Моисея относился только до плоти а заповеди Христа касаются сердца человека к примеру:
Не убей (Моисей)
Кто гневается на брата своего напрасно...(Иисус Христос)

Так же и с субботой, у Моисея это день покоя у Христа покой в вере.

Иван комментирует...

Да. Всё не по Божьи, а по суждениям человеческим. Вы всё извратили и подогнали под своё, человеческое. Иешуа Мессия пришёл к своим, а не к язычникам и никогда не отменял Божьего закона, ибо не имея закона вы не познаете, что такое грех. Во всех первоапостольских церквях праздновалась суббота. И только с приходом в церкви язычников, с тем что бы отделиться от еврейских традиций отменили субботство. Отменили люди, но не Бог и не Сын Божий, который был един с Богом. Не забывайте, что вы маслина дикая, привитая. Читайте Римлянам и "не возгордитесь". Да вы уже возгордились. Страх Божий потеряли.
Слепые пастыри слепых. Очень рад, что отдельные церкви стремятся вернуться к Слову Божьему. АМИНЬ

Сергей Ястржембский комментирует...

Иван, много слов, но нет конструктивного разговора. Подтвердите свое мнение Писанием и фактами. А пока только один воздух и вздохи.

Анонимный комментирует...

Сергей указываешь Ивану на соринку, а бревна в своем глазу не видишь. Разве Йешуа был многословен? Не сказано ли, что не в многословии будите услышаны.
Разве Йешуа говорил замысловато, чтобы его мало кто мог понять? Он ведь говорил кратко и ясно, ну а кто не желал и не желает его понять. Для тех его слова не понятны.

Сергей комментирует...

"Анонимный", давайте по сути. Объясните свою точку зрения по субботе?

Светлана комментирует...

Здравствуйте! Хочу поблагодарить Вас за статью, которая помогла мне разобраться и утвердиться в истине. Благословений Вам в дальнейшем познании Бога и Его Слова.

Павел комментирует...

Иван и Анонимный - несмысленные Галаты, упрямо противящиеся истине.Если вразумятся-Бог благословит, а будут упорствовать, то обязательно будут постыжены.

TheRealTruth комментирует...

Почему то автор этой статьи очень старается связать субботу с "Еврейским законом," забывая что суббота была дана в начале, на седьмой день творения мира, для ВСЕХ ЛЮДЕЙ И НАВСЕГДА. Когда суббота была дана людям, не евреев ни "еврейского закона" ещё не существовало.

Автор тоже уверенно заявляет что "Вас возможно это шокирует, но в Новом Завете нет прямого высказывания и никакого установления о четвертой заповеди." - забывая такие места в Новом Завете как когда Иисус говорил "сын Человеческий есть Господин и Субботы" или "Суббота для человека а не человек для субботы" или "можно в субботу делать ДОБРО" или "молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимой или в Субботу" и многое другое.

Иисус учил людей как ПРАВИЛЬНО СОБЛЮДАТЬ субботу.... Он никогда не учил чтобы НЕ соблюдать Субботу.

Сама Суббота не "бог" её "славить" не надо, это только день который БОГ отделил для ВСЕХ людей с НАЧАЛА сотворения мира. Это день в который мы, как и Бог, и как Иисус нам показал, должны отдыхать, проводить с семьей, и прославлять Бога.

Unknown комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Анонимный комментирует...

Мне хотелось бы знать. что думает автор про фальсификацию Писаний:например Деян 20:7; Евр 4:9; От 1:10; 1Кор 16:1. Прочитайте эти места из Греческого источника с подстрочником тоже пойдет. Это только маленькая часть замены и вы далее делаете замену и продолжаете насаживать что вам насадили.

Unknown комментирует...

Спасибо, полностью согласна

Unknown комментирует...

О многом говорит то, что автор оставил поле и для "противников" истинного учения Христа. Обычно "противники, можно сказать здесь "законники", как цепные псы набрасываются на истину и начинаю рвать её своими деноминационными зубами..., без рассуждения и каких-либо адекватных доказательств Словом Божьим. Неспособность принимать к размышлению и изучению Слова Божьего самостоятельно, говорит о неком рабстве, зависимости от неких учителей-" авторитетов"... Этим самым, противники" впадают во всякую ересь, и по-сути, создают новые секты или вступают в старые.
Кстати, вот такой комментарий, способен почти на 100% выявить этих противников" через их реакцию и ответы. Человек без Духа, или потерявший водительство Духа, становится видим через отсутствие любви, кротости и смирения пред Господом, лишён чувства страха Божьего со всякими негативными последствиями... Как-то, так! Мыслится.